Подведены
итоги областного этапа IX Всероссийского конкурса
методических материалов в помощь организаторам
туристско-краеведческой и экскурсионной работы с
обучающимися, воспитанниками
Приказ по итогам
1 страница
2 страница
Жюри областного этапа конкурса рассмотрело 26 материалов,
присланных из Городищенского, Колышлейского,
Малосердобинского, Нижнеломовского, Пензенского, Сердобского,
Спасского, Тамалинского, Башмаковского районов, городов
Пензы и Кузнецка.
Работы победителей конкурса направлены в г.
Москву для участия в финале Всероссийского конкурса
методических материалов в помощь организаторам
туристско-краеведческой и экскурсионной работы с
обучающимися, воспитанниками.
Среди них:
-
методическое пособие по организации летнего отдыха
обучающихся, воспитанников «Полевой палаточный лагерь «Экомир»,
авторы – Андреев М. В., Андреева С. В., педагоги
дополнительного образования Пензенской областной станции
юных туристов;
Пособие интересно тем, что авторы рассматривают в нем
детский летний досуг, как время наиболее эффективного
взаимодействия педагогов и детей в рамках палаточного лагеря.
Данное пособие включает в себя практические материалы: игры,
тесты, викторины, тематические вечера, конкурсы, эстафеты из
более чем 10 летнего опыта работы авторов. Педагоги
отстаивают и развивают идеи педагогики сотрудничества,
используют компетентностный подход. Программа лагерной смены
логически построена и имеет четко выраженную практическую
направленность. Вся работа лагеря основана на комплексе
практических работ и заданий, предусмотренных
образовательной программой «Туризм и автономное
существование» (лауреат Всероссийского конкурса авторских
программ). В ходе проведения лагерной смены предусмотрены
занятия по основам туризма, краеведения, прикладной экологии,
закрепление навыков автономного существования в природе,
выполнение эколого-краеведческих и спортивно-туристских
заданий.
-
методическое пособие по краеведению «С чего
начинается Родина...», автор – Герасимова М. Б., педагог
дополнительного образования Центра детского творчества г.
Кузнецка;
Достоинством данного методического материала является то,
что он разработан к образовательной программе «Край, в
котором мы живем» (лауреат областного конкурса авторских
программ). Пособие состоит из 4 разделов, каждый из которых
помогает глубже познакомиться с отдельными темами авторской
программы. Первый раздел «Познакомьтесь, это я!» глубоко
раскрывает три составляющих каждого человека: имя, отчество,
фамилия. Второй раздел «Это вся моя семья» посвящен видам и
степеням родства, описывает правила составления родословной.
В разделе «Это школа и друзья» содержатся интересные факты
истории не только Пензенского края, но и России в целом. А
игровой материал помогает детям лучше усвоить тематику
разделов. В каждый раздел включен ознакомительный материал,
рубрики «Час игры», «Узелок на память» и «Копилка знаний».
Каждая рубрика снабжена иллюстрациями, стихотворениями,
загадками, крылатыми выражениями. Раскрывая ту или иную тему,
автор увлекательно и последовательно излагает материал.
Задания пособия приобщают детей к творческому труду,
глубокому пониманию истории развития родного края.
Методическое пособие отвечает целям обновления содержания
дополнительного образования, отвечает основным требованиям к
методической продукции такого рода.
-
методическое пособие по организации летнего отдыха
обучающихся, воспитанников «Полевой палаточный лагерь «Тропами
родного края», автор – Махова О. В., директор основной
школы с. Павло-Куракино Городищенского района.
Данное пособие отличается новизной и актуальностью
представленного материала в сфере организации отдыха,
занятости, оздоровления подростков в летний период.
Методические материалы соответствуют поставленным
педагогическим задачам, заявленным в программе формам и
методам. Представленная программа «Тропами родного края»
соответствует дидактическим требованиям, в ней четко
прослеживается воспитательная система, построенная на
самоуправлении, педагогике сотрудничества, социализации
личности подростка. Виды деятельности разнообразны,
направлены на развитие индивидуальных способностей ребёнка,
но в то же время выдерживают профиль лагеря – спортивное
ориентирование. Методические разработки применимы на
практике, направлены на нравственное, интеллектуальное,
физическое развитие, не требуют большой подготовительной
работы, что в условиях полевого передвижного лагеря важно.
По итогам конкурса в 2010 году будет издан сборник
методических материалов для педагогических работников
Пензенской области. |