В настоящее время в качестве основного руководящего материала при проведении соревнований применяются Правила соревнований, регламентирующие общие вопросы организации судейства, но не расшифровывающие отдельные технические тонкости и приемы, разнообразие которых может вызвать разногласие между участниками и судьями из разных регионов, а также имеющими разную (а порой и одностороннюю и даже не вполне достаточную) подготовку. Кроме того, в практическом применении приемов возможны варианты, зависящие от конкретных местных условий. Поэтому, как правило, судейская коллегия, готовя соревнования, ставит определенные условия перед участниками, пытаясь устранить разночтения при подходе к выполнению определенных технических приемов.
Для выполнения этих заданий выпускается громоздкая техническая документация, порой сразу после судейской, по дистанции подготовленные участники вынуждены быстро перестраиваться. Все это создает нежелательные ситуации, которые могут быть исключены, если все команды, хотя бы в подготовительный период получат руководство, регламентирующее и корректирующее подход к приемам, вызывающим спорные вопросы. Наиболее желательным моментом может являться принятие такого руководства в общесоюзном масштабе, тогда оно служило бы полезным дополнением к Правилам соревнований, а команды (участники) строили бы систему подготовки по вполне конкретным требованиям. В этом и заключается назначение данного Руководства. Более того, некоторые его моменты и положения уже апробированы на Ленинградских, республиканских РСФСР и Всесоюзных соревнованиях, заслужив при этом положительную оценку и пожелание в дальнейшей разработке.
Все требования, определяющие прочность каких-либо элементов, установлены путем соответствующих расчетов, применения справочников, результатов испытаний, коэффициентов запаса прочности, учета износа и поправок на возможную потерю прочности материалов, применяющихся при изготовлении туристского снаряжения. Ссылки на конкретные источники в описании не даны.
РУКОВОДСТВО
ДЛЯ СУДЕЙ И УЧАСТНИКОВ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ПЕШЕХОДНОМУ И ЛЫЖНОМУ ТУРИЗМУ
РАЗДЕЛ
2. ОТДЕЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
2.1
Переправа первого участника вброд
2.2
Переправа первого участника по тонкому льду
2.3
Переправа первого участника через реку по бревну
2.4
Переправа первого участника через сухой овраг (каньон) по дну и по бревну
2.5
Траверс склона участником, идущим на командной страховке (траверс первым
участником)
2.6
Преодоление подъема первым участником с командной страховкой
2.10
Движение по перилам: вброд, по бревну через реку, овраг и по тонкому льду
2.11
Движение по навесной переправе
2.13
Спуск (подъем) по склону с самостраховкой по перилам
2.14
Подъем по склону с верхней командной страховкой
2.15
Спуск по перилам (дюльфер)
2.17
Переправа маятником через ручей, овраг.
2.18
Транспортировка груза на этапах
2.19
Движение по веревке с перилами (параллельные перила)
РАЗДЕЛ
3. ТРАНСПОРТИРОВКА ПОСТРАДАВШЕГО
3.2
Транспортировка пострадавшего на носилках по пересеченной местности и вброд
3.3
Транспортировка пострадавшего по навесной переправе
3.4
Транспортировка пострадавшего на сопровождающем на этапах "ПОДЪЕМ" и
"СПУСК" по склону
3.5
Транспортировка пострадавшего на несущем, по бревну с перилами.
3.6
Транспортировка пострадавшего на носилках на этапах "ПОДЪЕМ",
"СПУСК" по склону с сопровождающим
3.7
Организация системы спуска пострадавшего с сопровождающим
3.8
Организация системы подъема пострадавшего с сопровождающим
3.9
Транспортировка пострадавшего на волокушах.
3.10
Транспортировка пострадавшего в волокушах по тонкому льду.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Целью данной разработки является унификация ряда технических приемов, применяемых на соревнованиях по технике пешеходного и лыжного туризма, а также определение единого подхода к оценке применяемого снаряжения, как в плане его технических характеристик, так и в пределах допустимого применения.
Конечной задачей является повышение безопасности проводимых соревнований по технике туризма, устранение ряда спорных вопросов в методике подготовки, как участников, так и судей соревнований, а также сокращение руководящей документации соревнований и упрощение работы с ними. Отдельные положения настоящего "Руководства" не должны дублироваться при составлении "Условий соревнований", ограничиваясь общими ссылками на соответствующий раздел или полностью на "Руководство".
В случаях,
если "Условия соревнований" допускают отклонения от данного
"Руководства", каждый такой факт должен быть отражен в "Условиях
соревнований" со ссылкой на пункт "Руководства", претерпевший
изменения в
"Условиях»
Случаи нарушения участниками положений, отраженных в настоящем "Руководстве" должны не только наказываться штрафами: при обнаружении нарушения судья обязан немедленно приостановить действия команды (участника) и потребовать ликвидации ошибки.
Знание "Руководства" обязательно для судей на этапах.
Все самодельное снаряжение, применяемое командой на дистанции для организации страховки, натяжения перил и движения по перилам, независимо от качества исполнения, соответствия ГОСТам и технической документации, помещенной в методической литературе, а также независимо от наличия актов ОТК в обязательном порядке должно быть представлено в комиссию по снаряжению перед началом соревнований.
1.1.1 Рабочие веревки, применяемые для организации страховки, перил и сопровождения должны быть диаметром не менее 10 мм.
1.1.2 Веревки не должны иметь повреждений оплетки и прядей.
1.1.3 Использование вместо веревок строп и тесьмы для применения по пункту 1.1.1 не разрешается даже при условии равнопрочности указанного сортамента веревки диаметром 13 мм.
1.1.4 Двойной веревкой является: а) сдвоенная (т.е. сложенная вдвое), но имеющая во всех нагружаемых сечениях две ветви; б) две отдельные веревки.
1.1.5 В случаях, если в ходе выступления в соревнованиях веревке нанесено повреждение (перебита, сорвана оплетка и т.п.), ее эксплуатация должна быть немедленно прекращена. Команда может заблокировать поврежденный участок с помощью узла, или, вырезав поврежденный участок, использовать получившиеся части или их соединения.
1.2.1 Для выполнения технических задач:
- организация перил и транспортных веревок на спуске (подъеме) участников;
- организация пункта страховки;
- замыкание личной страховочной системы;
- подключение страховочной веревки к участнику;
- организация натяжения веревок с помощью блоков и полиспастов;
- подключение носилок с "пострадавшим" к перилам навесной переправы и транспортным веревкам на подъеме (спуске);
- соединение рабочих веревок –
могут применяться только стандартные карабины с муфтами, не имеющие каких-либо доработок, могущих снизить их прочность.
1.2.2 Для выполнения технических задач:
- организация самостраховки;
- организация промежуточных точек страховки;
- подключение сопровождающих веревок к участнику и опоре;
- подключение беседок (личной страховочной системы) к перилам –
могут применяться карабины, имеющие конструктивные доработки, не снижающие их прочность, и самодельные карабины из стальных и титановых сплавов, допущенные комиссией по снаряжению. Все указанные карабины - должны иметь предохранительные муфты.
1.2.3 Карабины без муфт могут применяться только для транспортировки груза и для закрепления свободных концов веревок, не работающих на страховке или сопровождении.
1.3.1 Блоки должны иметь ось из стальных или титановых сплавов диаметром не менее 8 мм и толщину щечек не менее 2 мм. Работающее сечение щечек в месте включения карабина и запрессовки оси должно быть не менее 60 кв.мм (суммарно). Материал щечек -стальные и титановые сплавы.
1.3.2 Ось блока должна быть расклепана или зашплинтована.
1.3.3 Суммарное количество шкивов на полиспасте не должно превышать 4 штук
1.3.4 Нагружаемые элементы полиспаста не должны иметь детали, присоединенные методом сварки (шов сварки не должен нести нагрузку), а также не должны иметь деталей в виде открытых скоб, гаков и т.п.
1.3.5 Натяжение полиспастов должно производиться веревкой диаметром не менее 10 мм.
1.3.6 Блоки и тележки, используемые для движения людей по навесной переправа должны иметь конструкцию, исключающую попадание рук под шкивы.
1.3.7 При использовании блоков и тележек для движения по перилам людей должно быть соблюдено условие: в случае развала конструкции (выпадение шкивов, разрушение щечек, осей и т.д.) движущийся участник должен остаться подключенным к перилам через стандартное снаряжение (карабин, веревка).
1.4.1 Кроме стандартных страховочных систем комиссией по снаряжению могут быть допущены самодельные системы.
1.4.2 Требования по конструкции страховочной системы в соответствии с разработками УИАА. приведены в Приложении 1.4.
1.4.3 Страховочный пояс и беседка должны быть сблокированы в единую систему.
1.4.4 Веревка, используемая для соединения концов страховочного пояса, беседки и для блокировки, должна быть основной диаметром не менее 10 мм.
1.4.5 Длина веревочной петли, соединяющей концы страховочного пояса, не должна превышать 300 мм.
1.4.6 В случаях, когда страховочная система замыкается карабином, должна быть исключена возможность действия нагрузки на карабин в направлении его поперечной оси.
Приложение 1.4 Страховочные
системы (разработка УИАА).
1. Ширина ремней (лент) грудной обвязки и беседки не менее 43 мм. Ширина бретель обвязки не менее 28 мм.
2. Конструкция должна позволять самостоятельно надеть и снять систему.
3. Обеспечение свободного висения без болевых ощущений в течение 10 мин в расслабленном состоянии. Нагрузка при этом должна равномерно распределяться между обвязкой и беседкой. При этом должна быть обеспечена возможность свободно шевелить конечностями. Место подвески системы не должно быть ниже грудины человека. Из положения зависания вниз головой он должен самостоятельно вернуться в положение вверх головой. При раздельной системе место привязывания беседки к обвязке должно быть несколько выше грудины. Грудная обвязка должна плотно огибать грудь под мышками.
4. Позвоночник не должен прогибаться во время свободного висения в системе.
5. Пряжки системы не должны оставлять следа на теле человека. Они не должны располагаться под мышками, в районе почек и между ног.
6. При любой нагрузке пряжки должны располагаться параллельно телу человека.
7. Грудная обвязка должна выдерживать нагрузку в 1600 кг. При этом не должно быть повреждений в лентах и швах. При испытании обвязка должна выдерживать нагрузку в течение 1 мин. Затем испытание повторяется – обвязка должна выдержать такую же нагрузку, но уже в течение 5 мин. Если перенести эту нагрузку на петли обвязки, то они должны выдерживать 800 кг каждая.
8. Система должна иметь достаточную прочность плечевых бретель. Согласно требованиям УИАА плечевые лямки, в первую очередь, служат для того, чтобы предотвратить выпадение из системы в случае падения или зависания вверх ногами.
9. При спусках на петли, соединяющие концы системы, приходится тройная нагрузка - три веса человека. Поэтому их прочность с учетом возможных экстремальных условий должна быть не менее 1000 кг.
10. Обвязка должна сохранять свои прочностные показатели при эксплуатации в условиях низких температур (-20 и ниже). Прочность х/б лент при понижении температуры ниже - 20 снижается, прочность капроновых остается без изменения.
11. Швы должны иметь контрастный цвет, чтобы можно было определить степень потертости.
12. Металлические части должны иметь радиус кривизны кромок не менее 3 мм (толщина пряжки не менее 6 мм).
13. Применение страховочных систем, основой которых является широкий поясной ремень (лента) не удовлетворяет основным требованиям УИАА, также не отвечает этим требованиям и система "Троль", представляющая собой глубокую беседку и поэтому не допускается в качестве элемента страховки.
Рекомендации ЦРИБ
"Турист" по изготовлению самодельного страховочного снаряжения:
- если можно, обойтись без пряжек;
- все концевые петли должны быть заделаны по принципу коуша;
- категорически запрещается прожигать ленты для удобства прошивания нитей, шва и применение заклепок;
- обязательная проверка готового предмета и всей системы.
При выборе лент для изготовления страховочного снаряжения необходимо учитывать, что разрывная нагрузка синтетических материалов, применяемых туристами составляет 17+24 кг на 1 кв.мм (при условии, что материал не подвергался покраске в кустарных условиях. В случае окрашивания материала даже при температуре 30-40 градусов разрывная нагрузка может снизиться до 30-50% первоначальной).
Прочность самодельного ниточного соединения ленты можно рассчитать по формуле: F=0,8*N*Рн,
где F - сила разрыва ниточного соединения; 0,8 - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между стежками; N - количество стежков; Рн - сила разрыва одной нити (определяется практическим путем). Не допускается сшивание силовых элементов системы из лент разной толщины и эластичности. Швы, как правило, выполняются на машине, но возможно и вручную. При этом недопустимо применение шва одной ниткой, разрешается только встречный (сапожный) шов.
1.5.1 Самостраховка должна быть выполнена из основной веревки диаметром не менее 10 мм, длиной не более 2м.
1.5.2 Применение в качестве материала для самостраховки строп, оплеток веревок не разрешается.
1.6.1 На соревнованиях разрешается применение зажимов, допущенных комиссией по снаряжению.
1.6.2 Зажимы могут быть использованы в качестве вспомогательного средства для организации движения по перилам.
1.6.3 Запрещается использование зажимов в качестве элемента подключения полиспаста к натягиваемой веревке при организации перил.
1.7.1 Рукавицы являются обязательным предметом снаряжения каждого участника. Рукавицы должны быть изготовлены из плотного материала и полностью закрывать кисть руки. Применение кожаных и текстильных перчаток не заменяет необходимость наличия рукавиц.
1.7.2 Участник обязан находиться в рукавицах при выполнении следующих технических приемов:
- спуск по перилам;
- выполнение страховки;
- торможение носилок, движущихся по навесной переправе;
- движение по навесной переправе, заявленной в условиях соревнований как наклонная переправа;
- работа с сопровождающей веревкой при прохождении участником навесной переправы;
- работа с транспортной веревкой при спуске участников или груза по склону;
- работа с веревкой при укладке бревна через преграду.
1.7.3 При отсутствий рукавиц у участника замена их рукавами, полами штормовки (куртки) запрещается.
1.8.1 Участник обязан находиться в каске при прохождении следующих технических этапов:
- навесная переправа;
- переправа вброд;
- переправа по бревну;
- переправа по веревке с перилами;
- подъем, траверс, спуск, в том числе и спортивный;
- переправа маятником;
- преодоление и работа на лавиноопасном склоне.
1.8.2 Участник обязан находиться в каске с момента пересечения границы этапа и до выхода из нее.
1.8.3 Каска должна быть оборудована амортизирующим вкладышем, надежным приспособлением для крепления на голове и шнуром-каскоуловителем.
1.8.4 В случае сползания или спадания каски с головы, участник должен немедленно прекратить движение и надеть каску.
1.9.1 Применяемые для выполнения технических приемов узлы должны быть выбраны из перечня узлов, рекомендуемых к применению отечественной методической литературой по альпинизму и горному туризму, в т.ч.:
а) узлы для связывания концов веревки: - прямой, академический, встречный, ткацкий, брамшкотовый, грейпвайн;
б) узлы для присоединения веревки к объекту (опоре): проводник, проводник-восьмерка, стремя, двойной проводник, беседочный, булинь, австрийский проводник, карабинная удавка, штыковой;
в) схватывающие: - пруссик, австрийский, Бахмана, несимметричный схватывающий;
г) контрольные узлы: - простой, восьмерка.
1.9.2 Узлы не должны иметь перекрученных прядей, рисунки должны соответствовать изображениям в методической литературе или образцам узлов, представленных судейской коллегией.
1.9.3 Все узлы, кроме: - встречного, грейпвайна, проводника-восьмерки, беседочного, австрийского проводника должны иметь контрольные узлы.
1.9.4 Все завязанные узлы, в т.ч. и контрольные, должны иметь выход свободного конца не менее 50 мм.
1.9.5 Каждый узел должен использоваться в соответствии с его предназначением и нагружаться согласно рекомендациям по его применению.
1.9.6 Команде при прохождении этапа запрещается разрезать узел и обрезать навешенные основные веревки.
Примечание: В особом случае, с разрешения судьи этапа, допускается срезать на этапе веревки, если команда исчерпала контрольное время прохождения и не может иным способом снять снаряжение.
1.10.1 В случаях, когда служба дистанции не предоставляет команде опорные точки для организации перил, переправ, страховки (петли, карабины), команда обязана сама организовать в указанных местах опорные петли, пользуясь своим снаряжением, что должно быть отражено в условиях соревнования.
1.10.2 В качестве материала для изготовления опорных петель могут применяться отрезки основной веревки диаметром не менее 10 мм.
1.10.3 В случаях, когда опорные петли выполняют функцию групповой самостраховки, должна использоваться двойная основная веревка.
2.1.1 Переправа первого участника вброд должна осуществляться с обеспечением страховки основной веревкой, расположенной выше по течению. Кроме того, к участнику должна быть подключена сопровождающая веревка (основная), выдача которой осуществляется ниже по течению.
Расстояние между страхующей и сопровождающей веревками должно быть не менее половины ширины реки.
2.1.2 Страхующая и сопровождающая веревки должны удерживаться участниками (не менее двух человек на каждую) в руках. Выпуск веревки через карабин запрещен.
2.1.3 Свободные концы веревок не закреплены, оканчиваются узлами (проводниками)
2.1.4 Участники, обеспечивающие страховку и сопровождение, должны быть развернуты лицом к переправляющемуся вброд.
2.1.5 К переправляющемуся участнику страховочная и сопровождающая веревки подключаются через скользящие карабины в боковую часть страховочного пояса.
2.1.6 Участник, переправляющийся со страховкой с берега, должен быть без рюкзака.
2.1.7 При переправе участника с шестом запрещается закрепление шеста к участнику.
2.1.8 Шест располагается выше по течению.
2.1.9 При переправе на реках со скоростью течения более 5 м/сек (при этом глубина не должна превышать одного метра) разрешается использовать метод "Кораблик". Страховочная веревка заносится как можно выше по течению реки и удерживается в руках не менее чем тремя участниками; свободный конец веревки не закреплен и имеет узел проводника. Веревки подключены к участнику в соответствии с п. 2.1.5, кроме того, от страхующей веревки к беседке участника отходит петля длиной 0,5 - 0,7 м, образующая гипотенузу треугольника. Движение участника осуществляется при зависании на страхующей веревке с равномерной загрузкой страховочного пояса и беседки. Вторая веревка отходит перпендикулярно течению или несколько ниже и удерживается в руках не менее чем двумя участниками; конец веревки не закреплен, оканчивается узлом проводника. Смещение переправляющегося участника вдоль оси течения должно производиться за счет выдачи или выбирания веревки.
2.1.10 Участники, обеспечивающие страховку и сопровождение, должны быть без рюкзаков.
2.2.1 При переправе первого участника через реку (наличие течения) страховочная веревка заносится как можно выше по течению реки и удерживается в руках не менее чем двумя участниками. Сопровождающая веревка расположена перпендикулярно линии течения и удерживается в руках двумя участниками.
2.2.2 При переправе через озеро, пруд (течение отсутствует) страхующая веревка расположена по линии движения участника, сопровождающая -несколько отнесена в сторону. Обе веревки выдаются по два человека на каждой, с рук.
2.2.3 Страхующая и сопровождающая веревки подключаются к переправляющемуся участнику в соответствии с п. 2.1.5.
2.2.4 Свободные концы веревок не закреплены, на, концах – узлы – проводники.
2.2.5 У переправляющегося участника не должно быть рюкзака.
2.2.6 Движение осуществляется на лыжах, крепления расслаблены, руки вынуты из темляков лыжных палок.
2.2.7 Участники, работающие на страховке и сопровождении, должны быть без рюкзаков и лыж и повернуты лицом к переправляющемуся.
2.3.1 Переправа осуществляется с обеспечением страховки основной веревкой, выдаваемой на уровне бревна, либо несколько ниже по течению реки. Кроме того, к участнику должна быть подключена сопровождающая веревка (основная), выдача которой осуществляется ниже по течению реки.
Расстояние между страхующей и сопровождающей веревками - не менее половины ширины реки по берегу.
2.3.2 Веревки выдаются аналогично п.п. 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4, 2.1.5, 2.1.10
2.3.3 Кроме того, сопровождающую веревку участник может использовать как дополнительную точку опоры. При этом свободный конец веревки жестко удерживается двумя участниками на берегу в руках (подключение его к участникам либо к опоре запрещается). Переправляющийся участник набирает в руку необходимый запас веревки и, постепенно выдавая ее, переправляется по бревну, самостоятельно контролируя силу натяжения сопровождающей (опорной) веревки - метод маятника.
2.3.4 Участник, переправляющийся со страховкой с берега, должен быть без рюкзака.
2.3.5 Если расстояние от бревна до поверхности воды более 3 м, участник, идущий со страховкой с берега, обеспечивается обязательной судейской страховкой в виде горизонтальных судейских перил и поводка (допускается использование своей длинной самостраховки)
ВНИМАНИЕ:
Использование данных перил в качестве опоры запрещено и расценивается как, зависание на судейской страховке.
2.3.6 Движение по бревну первого участника допускается любым образом (на ногах, сидя на бревне и т.д.).
2.3.7 Участник может использовать как дополнительную точку опоры растяжки-усы, использовавшиеся командой при укладке бревна.
2.4.1 Организация страховки участника должна осуществляться через опорную точку: дерево, опорная петля с карабином и т.п. Место организации пункта страховки указывается судьями этапа.
2.4.2 Конец страхующей веревки подключается к участнику в грудное перекрестье.
2.4.3 Свободный конец страхующей веревки закреплен на опоре. Допускается закрепление свободного конца страхующей веревки на участнике, стоящем на самостраховке.
2.4.4 Страховка осуществляется одним участником, при этом он должен находиться на самостраховке.
2.4.5 Смотри п.п.2.3.4, 2.3.5, 2.3.6, 2.3.7.
2.5.1 Организация страховки участника должна осуществляться через опорную точку: дерево, крюк, опорная петля с карабином и т.п. Место организации пункта страховки указывается судьями этапа.
2.5.2 Смотри п.п.2.4.2, 2.4.3, 2.4.4.
2.5.3 Участник, движущийся на командной страховке, должен быть без рюкзака.
2.5.4 При движении участник обязан прощелкивать веревку командной страховки через промежуточные точки страховки (крючья), указанные судьей этапа перед началом работы на этапе, либо во время движения.
2.5.5 Если коридор траверса расположен на высоте более 3 м над уровнем земли, участнику предоставляется судейская страховка, выполненная в виде сквозных перил между началом и концом траверса, к которым участник обязан пристегнуться своей длинной самостраховкой.
ВНИМАНИЕ:
Использование данных перил в качестве опоры запрещается и расценивается как зависание на судейской страховке.
2.6.1 Участник движется по склону с нижней командной страховкой свободным лазаньем. При этом участнику обеспечивается верхняя судейская страховка, пристегивание, отстегивание и контроль во время движения за которой участник осуществляет самостоятельно.
2.6.2 Смотри п.п. 2.4.2, 2.4.3, 2.4.4.
2.6.3 Свободный конец страховочной веревки должен быть закреплен на опоре, указанной судьей, либо на страхующем участнике, стоящем на самостраховке.
2.6.4 Если командная страховка организуется из безопасной зоны (ровная горизонтальная площадка), страхующему участнику самостраховка не обязательна.
2.7.1 Перилами является основная веревка, используемая командой для преодоления препятствия.
2.7.2 Перила могут выполнять роль страховки и опорной точки (транспортировочной веревки).
2.7.3 Крепление перил к опорам осуществляется посредством узлов, указанных в п. 1.9.1-б (раздел 1).
2.7.4 Статически нагруженные перила из одинарной веревки, т.е. натянутые с помощью полиспаста, не являются элементом перильной страховки, как не отвечающие требованиям безопасности по допустимой разрывной нагрузке в соответствии с ГОСТом.
2.7.5 Допускается при натягивании перильной страховки применение одинарного полиспаста, т.е. имеющего не более одного элемента (блока, карабина), изменяющего направление выбирания веревки.
2.7.6 Требования по п.п. 2.7.4 и 2.7.5 не распространяются при применении командной двойной основной веревки.
2.7.7 Запрещается удержание перил на механических самосбросах, работающих на принципе переворачивающихся незамкнутых скоб, сброса веревок с открытого гака, дистанционного рассоединения механических узлов, выдергивания механической чеки, блокировок и т.п., независимо от наличия публикаций в литературе с описанием указанных устройств.
2.7.8 Для прикрепления полиспаста к рабочей (натягиваемой) веревке могут быть использованы:
а) приспособления типа колец, восьмерок, лепестков и т.п. (кроме зажимов). Приспособления должны обеспечивать сохранность прядей веревки и безопасность участников;
б) схватывающие узлы (см. п. 1.9.1-в, раздел 1), выполненные из репшнура диаметром 6 мм с наличием в рабочей части петли четырех ветвей или из веревки диаметром 8 мм с наличием в рабочей части петли двух ветвей.
2.7.9 До начала движения участников по перилам, блоки и полиспасты, используемые командой для натяжения, а также все средства их крепления к натягиваемой веревке (см. п. 2.7.8), должны быть сняты.
2.7.10 Допускается снятие средств подключения полиспаста участником, подвешенным к натянутым перилам навесной переправы (в соответствии с п. 2.11.3, раздел 2) без перемещения за место подключения. При обнаружении повреждений перильной веревки участник должен немедленно прекратить дальнейшее движение по перилам и заменить поврежденную веревку (п. 1.1. 4 раздел 1).
2.7.11 Точки крепления перил указываются судьями этапа до начала работы команды на этапе.
2.7.12 При организации переправы по бревну через реку перила должны располагаться ниже бревна по течению.
2.7.13 При организации перил на спуске по склонам, если участок окончания спуска находится в опасной зоне (полка, балкон), нижний конец перильной веревки должен быть закреплен на крюке (петле, дереве), указанном судьей этапа. Если окончание спуска находится в безопасной зоне, то закрепление конца не обязательно, но оканчиваться перила должны узлом.
2.7.14 На перилах при подъеме участников по склону на нижнем конце должен быть завязан узел.
2.8.1 Снятие перил осуществляется с целевой стороны этапа (стороны окончания этапа) сдергиванием рабочей веревки, предварительно доставленной с исходной стороны (начала этапа) сдергивающей веревкой. Диаметр сдергивающей веревки не лимитируется.
2.8.2 Допускается, если п. 2.8.1 не оговорен условиями соревнований, снятие перил производить с исходной стороны последним участником команды. При этом к последнему участнику при преодолении этапа относятся те же требования, что и к первому.
2.9.1 Укладка бревна осуществляется силами команды с исходного берега в створ, указанный судьями этапа на целевом берегу, не заходя в опасную зону.
2.9.2 Подъем и укладывание бревна должны контролироваться оттяжками-усами из основной веревки, закрепленными за верхний конец бревна и удерживаемыми в руках не менее чем по одному участнику на каждом. Запрещается закреплять свободные концы оттяжек на участниках, а также обматывать вокруг руки, корпуса и т.п.
2.9.3 В момент укладки бревна участники не должны находиться над или под бревном.
2.9.4 Если в результате укладки бревно не попало в указанный створ на целевом берегу, оно вытягивается на исходный берег силами команды и прием повторяется.
2.10.1 При движении участник должен быть подключен к перилам карабином самостраховки: при переправе через овраг (каньон) - от грудного перекрестья, при переправе через водные преграды - от карабина, включенного в боковую часть страховочного пояса (скользящего карабина).
2.10.2 Длина самостраховки должна быть такой, чтобы участник мог перекрыть перила запястьем вытянутой руки.
2.10.3 Кроме самостраховки участник должен иметь сопровождающую веревку (основную), включенную скользящим карабином в боковую часть страховочного пояса (кроме переправы через овраг, каньон).
2.10.4 При переправе через овраг (каньон) сопровождающая веревка подключается к участнику в грудное перекрестье, либо к карабину самостраховки скользящему по перилам.
2.10.5 Свободный конец сопровождающей веревки должен быть закреплен на опоре, либо на участнике, стоящем на самостраховке на берегу.
2.10.6 Сопровождающая веревка должна удерживаться в руках не менее чем одним человеком (кроме переправы «пострадавшего»).
2.10.7 На перилах может находиться не более одного участника.
2.10.8 При движении по тонкому льду участник переправляется на лыжах, крепления расслаблены, руки вынуты из темляков лыжных палок.
2.11.1 Переправа проводится на карабине, включенном в беседку или в блокировку: страховочный пояс-беседка. Допускается движение на двух карабинах: грудь-беседка. Не разрешается движение на карабине, замыкающем страховочную систему.
2.11.2 Если движение осуществляется на блоках, каретках, то они должны отвечать требованиям п. 1.3 (раздел 1).
2.11.3 Порядок пристегивания к перилам:
а) встать на самостраховку на перила, при этом если перила выполнены из одинарной веревки, то для самостраховки используется статически ненагруженная веревка, натянутая параллельно основным перилам (см. п.п. 2.7.4, 2.7.5) силами команды. В отдельных случаях в соответствии с условиями соревнований силами судейской бригады натягивается судейская страховочная веревка, которая предоставляется команде как страховочные перила до начала работы на этапе. В этом случае, после прохождения этапа, команда обязана снять только свое, используемое на этапе, снаряжение (веревки);
- если перила выполняются из двойной веревки, то самостраховка включается одним карабином одновременно на обе веревки;
б) подключить сопровождающую веревку к участнику (для подключения допускается использование любого несущего элемента страховочной системы, расположенного на передней части туловища);
в) подключится к перилам (при этом в момент подключения участника к перилам и далее во время движения по переправе до снятия с перил сопровождающую веревку должен удерживать в руках не менее чем один участник в рукавицах).
Допускается п.п. "а" и "б" выполнять в обратном порядке, либо одновременно.
2.11.4 Порядок отстегивания от перил обратный.
2.11.5 Свободный конец сопровождающей веревки закреплен на опоре. Допускается закрепить на участнике, стоящем на самостраховке.
2.11.6 В случае, если переправа заявлена в условиях соревнований как наклонная (угол более 20 градусов):
- сопровождающая веревка должна выдаваться через карабин (опорную точку на "верхнем" берегу, в т.ч. и для последнего;
- движение участников по переправе только ногами вперед;
- необходимо наличие самостраховки у сопровождающего.
2.11.7 При неудовлетворительном состоянии переправы (провис, ослабление крепления на упорах), выраженном в погружении участника в воду, опасном задевании за грунт или выступающие предметы, срывы ограничений, последующий участник может быть запушен только после дополнительного натяжения переправы.
2.11.8 Навесная переправа может быть нагружена только одним участником. Запрещается какая бы то ни было загрузка веревки другими участниками или грузом (оттягивание веревки вниз, зависание).
2.12.1 Опасная зона этапа должна проходиться участником без потери страховки (самостраховки).
2.12.2 Для организации самостраховки по перилам участник использует свою короткую самостраховку (короткий ус), идущий от грудного перекрестья страховочного пояса.
2.12.3 При движении по склону участник должен контролировать, чтобы его центр тяжести не оказался выше перил.
2.12.4 Страховочные перила могут использоваться участником и как дополнительная точка опоры.
2.12.5 На перилах может находиться не более одного участника.
2.12.6 Если в условиях соревнований указано, что точки промежуточной страховки (крючья) могут использоваться как пункт организации страховки, то команда имеет возможность организации нескольких перил на протяжении этапа.
2.13.1 Для организации самостраховки по перилам участник использует схватывающий узел (см. п. 1.9.1-в), связанный из репшнура диаметром 6 мм и имеющий в рабочей части (т.е. между участником и перилами) четыре ветви.
2.13.2 Самостраховка включается в грудное перекрестье страховочного пояса.
2.13.3 Длина петли для вязки схватывающего узла должна быть такой, чтобы узел, завязанный на перилах, перекрывался запястьем вытянутой руки.
2.13.4 Участник должен перемещать схватывающий узел по перилам таким образом, чтобы исключить его захват (зажатие в кулаке).
2.13.5 На перилах может находиться не более одного участника.
2.13.6 В случае применения в соответствии с условиями соревнований верхней командной страховки необходимость самостраховки отпадает.
2.14.1 Если условиями соревнований не оговорено движение по склону связками, то для всех участников команды, кроме первого, должна быть организована верхняя командная страховка.
2.14.2 Страховка выполняется через опорную точку (дерево, карабин и т.п.), указанную судьями этапа.
2.14.3 Участник, обеспечивающий страховку наверху, должен находиться на самостраховке.
2.14.4 Свободный конец страхующей веревки закреплен на опоре.
Допускается, в случае организации страховки через карабин, закрепление свободного конца на участнике, стоящем на самостраховке.
2.14.5 При организации верхней страховки снизу, если страхующий участник находится в безопасной зоне (на горизонтальной, ровной площадке), самостраховка страхующему участнику необязательна (если это не оговорено условиями соревнований). Конец страхующей веревки закреплен на участнике, либо на опоре.
2.14.6 К движущемуся по этапу участнику страховка включается в грудное перекрестье страховочного пояса.
2.14.7 Движение участника может осуществляться любым способом: свободным лазанием, с опорой на перила, по перилам. При наличии перил они могут быть использованы как транспортная (вытягиваемая) веревка.
2.14.8 Запрещается вытягивание участника страховочной веревкой.
2.14.9 Участник, идущий с верхней командной страховкой свободным лазанием, имеет право использовать страховочную веревку в качестве дополнительной точки опоры для того, чтобы преодолеть сложный участок. При этом он должен подать команду страхующему: "закрепи", страхующий должен выполнить этот прием, и после этого, используя ее как перила, преодолеть сложный участок. Провис петли страхующей веревки не должен быть ниже уровня ступней страхуемого участника (по вертикали).
2.15.1 Участник при прохождении спуска должен иметь верхнюю командную страховку.
2.15.2 См. п.п. 2.14.2 - 2.14.6.
2.15.3 Допускается, если это оговорено условиями соревнований, спуск последнего участника с самостраховкой по перилам схватывающим узлом (см. п. 2. 13.1 - 2.13.5). В этом случае участнику предоставляется верхняя судейская страховка, к которой он обязан подключиться.
2.15.4 Движение участников осуществляется дюльфером (беседочный карабин - плечо) либо с применением дополнительных фрикционных устройств, допущенных комиссией по снаряжению (лепестки, восьмерки, рогатки, шайбы, каталки и т.д.).
2.15.5 На перилах может находиться не более одного участника.
2.15.6 Подключение к перилам и принятие правильного положения для спуска должно быть произведено участником в непосредственной близости от точки закрепления перил (расстояние не более длины самостраховки).
2.15.7 Во время движения по перилам участник не должен выпускать веревку (перильную) из регулирующей руки.
2.15.8 В случае возникновения необходимости освободить регулирующую руку (распутать веревку, ослабить схватывающий узел и т. п.), участник должен остановиться и взять оба конца перильной веревки в одну руку (сдвоить веревку).
2.15.9 Во время прохождения спуска участник должен контролировать движение перильной веревки по телу - она не должна сползать на шею и другие открытые части тела. Если такое произойдет, то участник должен остановиться и устранить неправильное положение в соответствии с п. 2.15.8.
2.16.1 Преодоление спуска спортивным способом допускается с самостраховкой по перилам в соответствии с п. 2.13.
2.16.2 Перильная веревка должна проходить за спиной, и для увеличения трения может быть обернута вокруг руки.
2.16.3 См. п.п. 2.15.5 - 2.15.9.
2.17.1 Участник, преодолевающий препятствие маятником, должен быть подключен самостраховкой к маятниковой веревке. Петля на перильной веревке для подключения самостраховки должна быть завязана не ниже уровня точки подключения самостраховки к страховочной системе участника, когда он находится на границе опасной зоны исходного берега.
2.17.2 Допускается, если это оговорено условиями соревнований, в качестве элемента организации точки подключения к перилам самостраховки использовать схватывающий узел в соответствии с п. 2.13.1.
2.17.3 При использовании зажимов для организации опорной точки на перилах они должны быть установлены не выше точки подключения самостраховки.
2.17.4 На перилах может находиться не более одного участника.
2.18.1 Транспортировка рюкзаков со снаряжением и контрольного груза запрещается участником, преодолевающим первым этапы:
- переправа вброд;
- переправа по бревну;
- траверс склона (свободное лазание);
- переправа по тонкому льду;
- подъем по склону (свободное лазание).
2.18.2 Запрещается транспортировка рюкзаков со снаряжением и контрольного груза по навесной переправе совместно с участником.
2.18.3 Допускается участникам по п. 2.18.1 и 2.18.2 транспортировать закрепленную на корпусе веревку в бухте (но не подвешенную свободно).
2.18.4 Запрещается транспортировка груза на носилках (волокушах) с пострадавшим. Допускается положить ему под голову рюкзак с мягкими вещами.
2.18.5 На этапах:
- переправа вброд по перилам;
- переправа по бревну через реку;
- переправа по тонкому льду
рюкзаки транспортируются на одном плече, противоположном стороне, к которой подключена сопровождающая веревка, при этом груз не должен быть подключен к перилам.
2.18.6 Транспортировка груза при переправе по бревну допускается по перилам (как по навесной), если на них не находится участник.
2.18.7 Запрещается транспортировка груза участником, сопровождающим пострадавшего (при преодолении технических этапов).
2.18.8 Транспортировка груза при переправе маятником допускается на участнике (не более одного рюкзака на участника) и отдельно, подвешенным на перила.
2.18.9 На переправе по тонкому льду допускается транспортировка груза перетягиванием.
2.18.10 На подъемах (спусках) допускается вытягивание (спускание) груза на транспортной веревке. При этом груз не должен находиться над участником, движущимся одновременно с грузом по данному участку. Допускается транспортировка снаряжения по свободным перилам.
2.18.11 Переброска на этапах снаряжения, как правило, запрещена.
2.18.12 Допускается, если это разрешено условиями соревнований, переброска груза, но в этом случае к нему должна быть подключена сопровождающая веревка.
2.18.13 При броске, спуске груза должна подаваться предупредительная команда.
2.18.14 При переброске через препятствие конца веревки разрешается отягощение не более чем двумя карабинами. При этом подбор веревки разрешен только после ее падения на землю. Запрещается ловить веревку на лету.
2.18.15 При работе на склонах в опасной зоне, снаряжение должно быть либо на участниках (в руке или на себе), либо пристраховано в предусмотренных местах (крюк, накопительные перила, участник, стоящий на самостраховке и т.д.)
2.19.1 Переправа участников осуществляется стоя ногами на нижней веревке и держась руками за верхнюю.
2.19.2 Верхняя веревка является страховочными перилами, к которым участник обязан подключиться своей короткой самостраховкой от грудного перекрестья (см. п. п. 2.10.1, 2.10.2).
2.19.3 Сопровождение осуществляется в соответствии с п.п. 2.10.4 - 2.10.6.
2.19.4 На перилах может находиться не более одного участника.
3.1.1 В качестве полотна носилок в зависимости от условий соревнований используются: веревка, штормовки (анораки), специально приготовленное командой носилочное полотно из брезента или прочного капрона, допущенное комиссией по снаряжению.
3.1.2 Рама носилок выполняется из двух продольных жердей длиной не менее 2,5 м и трех поперечных длиной 0,7 м. Диаметр жердей не менее 50 мм. В соответствии с условиями соревнований может использоваться только две поперечины. Расположение двух поперечин поверх продольных жердей, третья на расстоянии 20-50 см от головной поперечины (в сторону ног) снизу продольных жердей.
3.1.3 Связанная рама должна иметь жесткую конструкцию без изменения размеров по диагонали.
3.1.4 Носилки с настилом из штормовок должны выполняться с применением трех штормовок (брезентовых, из плотного капрона или ткани болонья).
3.1.5 Шесты носилок должны быть пропущены сквозь завернутые внутрь рукава. Штормовки должны быть застегнуты на пуговицы по всей длине (не менее 5 шт.). Застежка "молния" на штормовках типа "анорака" должна быть полностью застегнута. Применение штормовок, полностью раскрывающихся застежкой "молния" не допускается.
3.1.6 Застежки (пуговицы, молнии) должны находиться на нижней стороне носилок, капюшоны заправлены внутрь штормовок.
3.1.7 Пострадавший должен быть привязан к носилкам не менее чем в двух местах: по груди и по бедрам. Веревка (пояс) должна проходить вокруг носилок. Привязывание пострадавшего к отдельным жердям не разрешается. Для крепления пострадавшего к носилкам применяется основная веревка или равнопрочная тесьма (пояс).
3.1.8 Для изготовления волокуш используются рюкзаки жесткой конструкции (станковые), закрепленные на лыжах способом, исключающем их продольное и поперечное смещение.
При этом должно быть выполнено условие: не менее двух рюкзаков и не менее одной пары лыж.
3.1.9 Допускается в качестве волокуш использование специальных конструкций из металла, пластика и т.п., но при этом должно быть сохранено условие: продольная жесткость волокуш задается не менее чем одной парой лыж находящихся под пострадавшим (внутри либо снаружи волокуш).
3.1.10 Конструкция волокуш должна предусматривать закрепление пострадавшего, предотвращающее его выпадение.
3.2.1 Конструкция носилок выполняется в соответствии с главой 3.1.
3.2.2 Транспортировка по пересеченной местности может выполняться двумя и более участниками. Разрешается применение петель для переноса носилок, сделанных из основной веревки или равнопрочной тесьмы.
3.2.3 При движении на спуск, на участках с уклоном, а также при движении вброд, пострадавший должен лежать ногами вперед.
3.2.4 При движении по горизонтальной поверхности и на подъеме пострадавший должен лежать головой вперед.
3.2.5 При переправе вброд фиксация пострадавшего к носилкам запрещена.
3.3.1 Транспортировка организуется на носилках, изготовленных в соответствии с главой 3.1.
3.3.2 Петли подвески должны быть закреплены на носилках таким образом, чтобы охватить одновременно продольную и поперечную жерди (в углах) и исключить произвольное их соскальзывание с конструкции носилок под нагрузкой.
3.3.3 Петли подвесок выполняются из основной веревки.
3.3.4 Во избежание продольного раскачивания и опрокидывания носилок они должны быть подвешены на двух карабинах (петля со стороны ног и со стороны головы), карабины между собой должны быть сблокированы куском основной веревки.
3.3.5 Если петля подвески выполняется из одного куска веревки (двойник), то в верхней части, подключаемой к перилам, должен быть завязан узел (проводник), исключающий возможность проскальзывания петли в транспортировочном карабине и опрокидывания носилок.
3.3.6 Транспортировка пострадавшего по навесной переправе производится ногами вперед.
3.3.7 Если условиями соревнований не оговорено иначе, то подвеска носилок на навесную переправу и снятие их производится с пострадавшим.
3.3.8 В момент подключения носилок к перилам во избежание их произвольного скатывания, транспортное устройство должно быть жестко сблокировано с опорной точкой куском основной веревки. Длина веревки должна быть такой, чтобы предотвратить скатывание носилок в опасную зону.
3.3.9 При транспортировке по перилам носилок с пострадавшим должно быть обеспечено двустороннее сопровождение основной веревкой. На каждой из сопровождающих веревок должно работать не менее двух участников. Свободные концы сопровождающих веревок закреплены на опоре, либо на участнике, стоящем на самостраховке.
3.3.10 В случае, если навесная переправа по условиям соревнований наклонная, сопровождающая веревка с верхнего берега должна выполнять функцию тормозной веревки (выдаваться через опору, карабин и т.п.).
3.3.11 Запрещается для подключения веревок (сопровождающих, тормозных и т.п.) использовать раму носилок. Для их подключения используются только элементы подвески: транспортировочные карабины, верхние петли подвески.
3.3.12 В качестве транспортировочного устройства могут использоваться блоки и тележки в соответствии с главой 1.3.
3.3.13 При переправе пострадавший должен быть подключен страховкой от грудного перекрестья страховочного пояса к страховочным перилам (см. гл. 2.7).
3.3.14 Порядок подключения носилок к перилам:
а) самостраховка пострадавшего к страховочным перилам;
б) сопровождающая веревка (блокировочная петля от опоры);
в) перила;
Пункты «б» и «в» допускается производить одновременно; отключение от перил - в обратном порядке.
3.4.1 Для переноса пострадавшего на сопровождающем (несущем) используется абалаковский пояс, бухта веревки, специально сшитая петля (допущенная комиссией по снаряжению) и т.п. Положение пострадавшего на несущем сидя за спиной (пострадавший сидит в петле, петля одета на плечи несущему). Приспособление для переноса должно иметь конструкцию, позволяющую легко ее одеть и снять при необходимости.
3.4.2 Использование для переноса страховочной системы пострадавшего не допускается.
3.4.3 Пострадавший и сопровождающий должны иметь между собой блокировку от грудных перекрестий страховочных поясов (длинная самостраховка).
3.4.4 При организации подъема (спуска) по склону используется двойная транспортировочная веревка, имеющая внизу общий узел. Концы, выходящие из узла, имеют разную длину (примерно 0,4-0,8 м): короткий подключается к беседке пострадавшего, длинный - к беседке несущего.
3.4.5 Для обеспечения регулировки положения пострадавшего на сопровождающем (выше - ниже) допускается использование петли из репшнура, завязанной схватывающим узлом на конце транспортной веревки, идущей к несущему и включенную второй стороной в беседочный карабин несущего совместно с основной веревкой.
3.4.6 Допускается в качестве устройства крепления к транспортным веревкам использовать заранее заготовленную конструкцию из основной веревки (двойник). Верхняя петля двойника должна быть из двойной веревки.
3.4.7 Движение по этапу осуществляется только при наличии верхней командной страховки.
3.4.8 Верхняя командная страховка подключается в грудное перекрестье страховочного пояса сопровождающего.
3.4.9 При транспортировке по сложному скальному рельефу пострадавший обеспечивается верхней судейской страховкой.
3.5.1 Перенос пострадавшего на сопровождающем производится в соответствии с п.п. 3.4.1 и 3.4.2.
3.5.2 Сопровождающий должен быть подключен к перилам в соответствии с п.п. 2.10.1, 2.10.2. Пострадавший подключен к этому же карабину своей длинной самостраховкой (в случае переправы через реку, самостраховкой идущей от карабина, включенного в боковую часть страховочного пояса).
3.5.3 Блокировка пострадавшего с несущим при переправе по бревну запрещена.
3.5.4 Сопровождение производится с обоих берегов, на каждой из сопровождающих веревок должно работать не менее двух участников.
3.5.5 Сопровождающие веревки в данном случае являются страхующими и должны выдаваться через опору или карабин.
3.5.6 Сопровождающие веревки подключаются отдельными карабинами к карабину, скользящему по перилам, в которые включены самостраховка пострадавшего и несущего.
3.5.7 Свободные концы сопровождающих веревок закреплены на опорах либо на участниках, стоящих на самостраховке (при работе через карабин).
3.6.1 Носилки для транспортировки изготавливаются в соответствии с п.п. 3.3.1, 3.3.2, 3.3.3, 3.3.5
3.6.2 Верхние концы петель должны быть связаны единым узлом, либо собраны на карабине.
3.6.3 Пострадавший и сопровождающий должны быть сблокированы между собой (длинной самостраховкой от грудных перекрестий).
3.6.4 В качестве транспортной используют двойную веревку, имеющую внизу один общий узел. Концы веревки, выходящие из узла имеют разную длину: короткий конец - к общему узлу петель носилок, длинный - к беседке сопровождающего /п. 3.4.5/.
3.6.5 Положение носилок при транспортировке - горизонтальное перед сопровождающим (ближе к склону) на уровне между его грудью и бедрами.
3.6.6 Допускается в качестве подвешивания носилок и подключения сопровождающего к транспортной веревке использовать заранее подготовленную конструкцию, связанную из основной веревки (паука). При этом верхняя петля конструкции должна иметь двойную веревку.
3.6.7 Верхняя командная страховка подключается к сопровождающему в грудное перекрестье пояса.
3.7.1 Двойная транспортировочная веревка должна выдаваться через тормозное устройство, карабинный тормоз (двойной или одинарный), шайбы, "восьмерки", узел УИАА и др.
3.7.2 Ниже тормозного устройства (по направлению к пострадавшему и несущему) на транспортной веревке должен быть завязан блокирующий узел "Бахмана", выполненный из сдвоенного репшнура диаметром 6 мм (в рабочем сечении петли 4 пряди). Верхний конец петли схватывающего узла должен иметь узел проводника и включен в карабин опорной точки выше тормозного устройства. Длина петли схватывающего узла должна обеспечивать надежное затягивание узла и фиксацию транспортной веревки в аварийной ситуации (выпуск веревки из рук, разрушение тормозного устройства и т.д.).
3.7.3 Выдача транспортной веревки производится не менее чем одним участником.
3.7.4 Страховка выполняется одинарной веревкой через опорный карабин одним участником.
3.7.5 Свободные концы транспортной и страхующей веревок закреплены на опоре (крюк, петля), либо на участнике, стоящем на самостраховке.
3.8.1 При организации подъема по сложному (крутому) рельефу используется система полиспаста.
3.8.2 Если в условиях соревнований не разрешен иной способ, то полиспаст выполняется в пределах ограниченной зоны верхней площадки.
3.8.3 Для организации полиспаста может использоваться непосредственно транспортная веревка или отдельная дополнительная диаметром не менее 10 мм (одинарная или двойная).
3.8.4 Полиспаст может быть организован с помощью карабинов или с применением блоков, допущенных комиссией по безопасности.
3.8.5 В качестве фиксирующих элементов и элементов подключения к транспортной веревке могут использоваться зажимы.
3.8.6 Обязательным условием является наличие схватывающего узла (узел Бахмана см. п. 3.7.2) на транспортной веревке, предотвращающего движение веревки обратно вниз. При использовании зажимов на транспортной веревке фиксирующий узел должен быть завязан ниже места установки зажима.
3.8.7 Страховка осуществляется одинарной веревкой через опорный карабин не менее чем одним человеком.
3.8.8 Свободные концы транспортной и страхующей веревок закреплены на опоре (крюк, петля), либо на участнике, стоящем на самостраховке.
3.9.1 Пострадавший транспортируется в спальном мешке. При транспортировке по горизонтальной поверхности и на подъемах положение пострадавшего головой вперед, на спусках - ногами вперед. При транспортировке по пересеченной местности должно быть соблюдено условие: голова не должна находится ниже ног.
3.9.2 Пострадавший обязан транспортироваться в каске.
3.9.3 Пси транспортировке пострадавшего в волокушах по навесной переправе, подъеме (спуске) по склону с сопровождающим, петли подвески должны быть выполнены из основной веревки и должны охватывать вкруговую пострадавшего и элементы продольной жесткости волокуш. При этом должно быть исключено сползание петель с волокуш. Организация транспортировки осуществляется в соответствии с пунктами 3.3 и 3.6.
3.10.1 Транспортировка пострадавшего производится в волокушах, подключенных к перилам. Подключение осуществляется с одной стороны (со стороны головы) за систему потягов в непосредственней близости от волокуш.
3.10.2 Транспортировка осуществляется посредством сопровождающих веревок, организованных с обоих сторон. На каждой из сопровождающих веревок должно работать не менее двух участников.
Свободные концы сопровождающих веревок должны быть закреплены на опоре либо на участнике, стоящем на самостраховке. Сопровождающие веревки подключается к волокуше в карабин, скользящий по перилам.
3.10.3 Кроме того, пострадавший должен быть пристрахован к перилам длинной самостраховкой (допускается самостраховка из грудного перекрестия).
1. Правила соревнований по туристской технике. ЦСТиЗ. 1989.
2. Уточнения к временным правилам соревнований по технике и тактике лыжного туризма. ЦСТиЗ. 1983.
3. Организация и проведение соревнований по лыжному туризму. ЦРИБ "Турист". 1988.
4. Методическая разработка Ленинградского ОСТиЗ. Бритаров И. А., Циперсон З.Е.
5. Безопасность в альпинизме. Винокуров В.К. и др. ФиС. 1983.
6. Инструктору альпинизма. Захаров П.П. ФиС. 1988.
7. Школа альпинизма. Захаров П.П. и др. ФиС. 1989.